САМОГИПНОЗ И ДРУГИЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С СОБОЙ
Людям нравится меняться - просто ощущать себя сегодня не так, как вчера. Иногда для того чтобы изме-нить свое восприятие мира, люди пытаются изменить сам мир - тогда они меняют стиль одежды, работу, кварти-ру, мужа или жену. Но рано или поздно человек понимает, что основной источник проблем для себя - он сам. И когда человек пытается что-то изменить в себе - он понимает, что воздействовать на себя намного труднее, чем на других, но и намного интереснее! Существует много возможностей научиться управлению собой. Это и йога, и аутогенная тренировка, и восточные единоборства... Техники эриксонианского самогипноза, возможно, привлекут вас своей компактностью и технологичностью. Кроме того, каждая из техник самонаведения транса может исполь-зоваться для наведения транса на партнера - значит, ваш "арсенал техник" расширяется. Занятия самогипнозом требуют выполнения некоторых предварительных условий и процедур. Желательно начинать занятия в одиночест-ве, в тихой и спокойной обстановке, дающей возможность принять удобную для вас позу. До начала сеанса опре-делите, сколько времени вы хотите провести в состоянии транса, и какой результат вы хотите получить от погру-жения в транс (о формулировке желательного результата в деталях будет подробно сказано ниже). Определите также, как бы вы хотели себя чувствовать после возвращения из транса. Самогипноз в эриксонианском понимании - это интенсивное сосредоточение внимания на самопроизвольно появляющихся внутренних образах и символах. Для того, чтобы поймать эти образы и символы, нужно научиться выключать внутренние диалоги, "внутреннюю болтовню" ("Я перевожу вин мание на правую руку... Интересно, успею провести сеанс до начала фильма?.. Что-то давно Н. не звонила... Да, а почему ничего не происходит?"). Как и при официальном наведении транса, прекраще-ние лишних внутренних диалогов достигается привлечением сознательного внимания одновременно к нескольким объектам (например, вы можете сознательно сосредоточиться на правой и левой руке, и на каком-то объекте в поле зрения). В работе с собой пригодятся все знания о работе с партнером, которые вы уже имеете. Подсознание не любит приказов, поэтому вы будете также формулировать предположения, создавать иллюзию выбора и приме-нять другие шаблоны наведения и использования транса. Вы будете давать себе инструкции, соблюдая требования подстройки к дыханию (кстати, при занятиях самогипнозом можно говорить вслух). И не ожидайте, что что-то "должно" произойти, или что-то "обязательно" появится - это тоже будет требованием к подсознанию, а не просьбой. Лучшая установка для начала занятий: "Мне будет интересно все, что произойдет".
Техника "5-4-3-2-1".
Техника поднятия руки (стенограмма семинара).
С. Горин: Как мне кажется, люди разочаровываются в занятиях саморегуляцией из-за того, что выбирают слишком сложные методики и ставят перед собой слишком сложные для начала цели. Тем, кто решил овладеть классической аутогенной тренировкой по Леви-Шульцу, надо бы с самого начала учитывать, что для хорошего ов-ладения первой ступенью этой методики требуется довольно высокий интеллект, хорошее воображение и два года занятий. Самогипноз удобнее для деловых людей тем, что позволяет серьезно сэкономить время - уже на первом занятии вы кое-чего добьетесь. Первая из техник самогипноза - уже известный вам шаблон "5-4-3-2-1", который вы изучали по теме "официальное наведение транса". Возьмите упражнение № 10 и сделайте его, находясь и в ро-ли гипнотизера, и в роли гипнотизируемого одновременно. В этом варианте шаблон "5-4-3-2-1" даже удобнее, по-скольку вам не нужно думать о том, что ваш партнер видит, слышит и чувствует - вы и есть партнер для самого себя! Другая техника самогипноза, техника поднятия руки, является одной из самых старых среди приемов гипно-тизирования. Эта техника относится к классическому гипнозу, но Милтон Эриксон очень любил применять ее. Кому-то она кажется сложной для исполнения, кому-то простой... Я хочу, чтобы у вас был выбор. Мы сделаем эту технику в качестве упражнения.
Упражнение № 19
Выполняется индивидуально, по шагам.
Шаг 1. Вспомните любой пример подсознательного движения, действия. Это могут быть движения в танце, когда вы не думаете о том, как надо двигаться, ваше тело движется "само". Или это может быть (у курильщика) движение руки в карман за сигаретой. Или, когда вы едете в автомобиле рядом с шофером, и на дорогу кто-то вы-бегает, и шофер давит ногой на тормоз, и ваша нога тоже упирается в пол. Вспомните, что бессознательные дви-жения порывисты, иногда производят впечатление неуверенных, рука при движении подрагивает...
Шаг 2. Сконцентрируйте сознательное внимание на ваших руках. Посмотрите сразу на обе руки, почувст-вуйте сразу обе руки. Пусть ваши руки подробно почувствуют фактуру поверхности, к которой они прикасаются (ткань платья или брюк, или что-то другое). Теперь почувствуйте, что в руках есть какое-то напряжение (оно дей-ствительно есть, даже если руки расслаблены - остается то, что называется "тонус мышц"). Ваша задача - по-чувствовать самое малое напряжение, повысить вашу чувствительность.
Шаг 3. Задайте себе вопрос: "Интересно, какая рука сейчас начнет подниматься, и откуда начнется это дви-жение?" Продолжайте внимательно смотреть на руки, замечая любое подрагивание какого-либо пальца. Пред-ставьте себе, что при вдохе грудная клетка тянет за собой вверх ваши руки, и одна из рук ощущает это движение сильнее, и реагирует на него лучше. (Можно представить, что к руке привязан воздушный шарик с легким газом, и он тянет руку вверх. И ли что снизу руку подталкивает какой-то стержень). Замечайте любое движение пальца, кисти одной из рук, направленное вверх, и поощряйте его ("Я вижу, что указательный палец моей правой руки движется вверх очень мелкими толчками, и мне интересно, последует ли за ним мой мизинец и вся кисть").
Шаг 4. Подумайте о том, что поднимающаяся рука движется ко лбу, что это - наиболее естественное ее движение, наиболее приятное. Свяжите прикосновение руки ко лбу с углублением наступающего транса. (Можно представить, что между рукой и лицом натянута резинка, которая тянет руку ко лбу, или что на лбу расположен магнит, который притягивает руку). Скажите себе, что момент прикосновения руки ко лбу будет вам очень при-ятен, это будет достижением самого глубокого транса, который вам нужен сегодня.
Шаг 5. Использование транса. В данном упражнении - вспомните одну ситуацию, которая связана у вас с творческим успехом, с уверенностью в своих силах (неважно, было ли это успешным выполнением задания на ра-боте, или приготовлением очень вкусного блюда).
Шаг 6. Выход из транса. Позвольте своей руке опуститься в любом темпе и свяжите это с возвращением к ясному сознанию. Бессознательные движения для наведения транса используются в самогипнозе в различных мо-дификациях. Возьмите в свой арсенал еще несколько техник.
Техника "прилипающей" руки. Техника сжатия кулака.(стенограмма семинара).
Представьте себе, что мы освободили правую руку от контроля сознания, вызвали своеобразный "сон" пра-вой руки. В коре головного мозга нервные клетки, которые контролируют правую руку, занимают 25 процентов поверхности; значит, торможение этих клеток, вызванное прекращением сознательного контроля за правой рукой, будет означать сон одной четверти головного мозга. Этот "сон" можно распространить более чем на четверть коры, можно сделать его гипнотическим... Это надо один раз показать, дать это почувствовать - освобождение правой руки от контроля сознания - и я попрошу Олега помочь мне в этом. Олег, положи свою правую ладонь н а мою ладонь. Теперь попробуй сделать так, чтобы твоя правая рука следовала за движениями моей руки - не отставая и не забегая вперед, не помогая и не мешая... Я буду как-то менять положение своей руки в пространстве, а ты рас-порядись своей правой рукой так, чтобы она как бы "прилипла" к моей. Понимаете, сознательно это сделать не-возможно: сознание будет заставлять руку отставать (если будет только следить за моими движениями, что потре-бует времени для оценки и принятия решения) или забегать вперед (если начнет логически прогнозировать мои движения). Олегу придется освободить свою правую руку от контроля сознания, чтобы выполнить такое задание. Я не знаю, как он это. сделает, и он сам не знает, как он это сделает. По наблюдаем. (С. Горин делает плавные движения своей рукой в разных направлениях, иногда повторяя- одно и то же движение, иногда резко меняя на-правление движения. Через несколько минут рука Олега движется, как приклеенная, полностью отслеживая любое направление движений). Хорошо, результат достигнут. Сейчас я могу остановить движение своей руки в любой точке (прекращает движение) - и посмотрите, для Олега такое положение его руки не должно быть очень удоб-ным, но его рук а сохраняет это положение, она совершенно неподвижна. Это - каталепсия, один из гипнотиче-ских феноменов. Олег, как ты сейчас ощущаешь свою правую руку?
Олег: Такое ощущение, будто ниже плечевого сустава ничего нет, рука будто не моя. Все, что выше суста-ва, ощущаю хорошо.
С. Горин: Самое время воспользоваться этим и показать вам другой гипнотический феномен - отсутствие болевой чувствительности, анальгезию. (С. Горин берет иголку и в нескольких местах правой руки Олега прока-лывает кожу иглой. Олег с интересом наблюдает). Олег, ты видишь, что делаю - что ты чувствуешь?
Олег: Прикосновение чувствую, но боли нет.
С. Горин: В этом упражнении очень наглядно видно отличие эриксонианского гипноза от классического - у человека явно гипнотический транс средней глубины, в то же время с ним можно общаться. (С. Горин осторожно убирает свою ладонь из-под ладони Олега, придерживая его запястье другой рукой. Рука Олега остается "повис-шей" в воздухе). Теперь можно дать такую инструкцию: по мере того как твоя рука будет опускаться вниз... ты сможешь хорошо запомнить то состояние... в котором ты был... и когда твоя рука совсем опуститься... и прикос-нется к бедру... ты вернешься к совершенно ясному сознанию... а это воспоминание останется с тобой... и будет помогать тебе... когда ты этого захочешь... Рука Олега медленно опускается). В будущем Олег сможет для самона-ведения транса просто сказать своему подсознанию, чтобы оно поработало с его рукой самостоятельно. Ему уже не нужно будет создавать для занятий самогипнозом какие-то особые условия, нужно будет только соблюдать пред-варительные процедуры - заказ времени, в течение которого будет удерживаться транс, и заказ целей, которые будут достигнуты в состоянии транса. И в это время Олег сможет заниматься какими-то еще делами... Я хочу, что-бы вы помогли друг другу освоить эту технику в следующем упражнении.
Упражнение № 20
Выполняется в парах. Партнер А подставляет свою ладонь для того, чтобы на нее положил ладонь партнер Б (более изящно упражнение выполняется, если соприкасаются только пальцы партнеров). Партнер А предлагает партнеру Б, чтобы он дал инструкцию своей правой руке - двигаться следом за рукой партнера А так, как если бы она была приклеенной к ладони партнера А. Партнер А совершает своей рукой плавные движения в разных на-правлениях , сообщая партнеру Б о том, когда он чувствует достижение партнером Б результата. После достиже-ния результата партнер А дает партнеру Б инструкцию запомнить это состояние и выводит партнера Б из транса. Затем партнеры меняются ролями. Понятно, что эта техника может быть применена и для наведения транса на партнера, причем не только как техника официального наведения. Вы можете предложить такое упражнение парт-неру в качестве игры, шутки и т. п.
Еще одна техника самогипноза - техника сжатия кулака. Теперь, когда вы овладели предыдущей, эта тех-ника покажется вам простой. Положите правую руку горизонтально, дайте подсознательную инструкцию: "пусть правая кисть сожмется в кулак". И наблюдайте за тем, что происходит. Конечно, вы можете сжать кисть в кулак сознательно, но в данном случае пусть кисть сожмется сама собой, пусть ваше тело это делает... Вот в этом упраж-нении можно хорошо понять разницу между сознательными и бессознательными движениями. Вы не знаете, какой из пальцев сейчас будет сгибаться, и очень интересно наблюдать за тем, как сгибаются пальцы: выделаете прогноз, что сейчас согнется указательный, а в движение приходит мизинец. И эти движения толчкообразные. И многие из вас могли отметить совершенно особое ощущение "скрипа" в суставах пальцев, при первом выполнении упражне-ния это многих удивляет. И это ощущение тоже свидетельствует о бессознательном характере движений. В психо-терапии есть методика быстрого прекращения болей в сердце, называемая "метод разжатия кулака"; пациенту да-ется простая инструкция - сосредоточиться на боли, сжать левый кулак, и отдать ему команду разжаться само-стоятельно... Обычно на это уходит (как и у вас) пять минут, за это время боль полностью прекращается. Это - тоже гипнотическая техника, и описания ощущений у пациентов такие же - "скрип" в суставах пальцев, непред-сказуемость следующего движения пальцев и т. д.
Техника сведения рук.
Иногда эту технику называют "сверхнадежной" техникой наведения транса. Она действительно очень хоро-шо работает, она очень проста, легко запоминается. Ее можно применять для работы с партнером или для само-гипноза. У нее есть сокращенный и развернутый варианты, мы сейчас займемся сокращенным. Сядьте удобно. Здесь важно правильное положение рук: плечи прижаты к туловищу (не с силой прижаты, а просто прилегают к нему), руки согнуты с локтевых суставах, предплечья вытянуты вперед, на весу, ладони раскрыты парал-лельно друг другу. Сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях и представьте себе, что в этом пространстве между ладонями что-то есть - может быть, какое-то магнитное поле или биополе, если вам нравится экстрасенсорная терминология... Или представьте, что пространство между ладонями может менять свойства - оно может стать более плотным или более рыхлым... И это поле или это пространство может раздвигать ваши руки или притяги-вать их... И тогда оно становится еще более плотным, еще более напряженным... Представьте, что между вашими ладонями находится шарик, начиненный энергией... И вы можете придать ему более компактный размер... Когда ваши руки сближаются... очень медленно или немного быстрее... бессознательными движениями... И тогда энергии между вашими ладонями становится все больше и больше... Вы можете даже увидеть ее свечение... И вы это пони-маете, когда ваши руки еще больше сближаются... И тогда этот шарик может сжаться до размеров таблетки... кото-рую можно сделать еще меньше... и проглотить, если хотите (смех в зале).
Вопрос из зала: Имеет ли значение, что руки могут сближаться или расходиться?
С. Горин: Нет. В данном случае я подчеркиваю слово "притягивать", когда говорил о каком-то поле между вашими ладонями, и вы на это отреагировали, но если бы я этого не делал, и у кого-то руки стали бы расходиться, можно было и это обыграть. Здесь важным было то, что никакого поля между вашими руками нет, это - внушен-ная галлюцинация, пользуясь которой я навел транс. И точно также вы можете заниматься самонаведением транса. Мне интересно, те, кто "проглотил" получившуюся "таблетку", почувствовали себя бодрее?
Ответы из зала: Да!
С. Горин: Это значит только то, что созданный вашим воображением образ сработал. Возможно, в сфере человеческого общения не существует ни одной догмы и ни одной истины - просто есть техники, которые рабо-тают, и есть попытки объяснить, как они работают. Для такого объяснения можно привлечь гипотезу о возбужде-нии и торможении нервной системы, гипотезу о наличии биополя, гипотезу о наличии одного или нескольких бо-гов (и это будет едва ли не сама я удобная из гипотез)... А можно интересоваться только тем, работает ли приме-няемая мною техника, и дает ли она нужный результат. Вот о результате мы и поговорим подробнее.
Хорошо сформулированный результат.
Предположим, что вы уже решили заняться самогипнозом. Вы уже знаете, что вам хочется пробыть в трансе десять минут, и теперь вы думаете о том, какого результата вы хотите за эти десять минут добиться, какова цель вашего пребывания в трансе. В самом общем виде эта цель формулируется так: "Я хочу изменяться, я хочу стать каким-то другим", но каким конкретно?..
Виталий: Я хочу, чтобы моя память была огромной.
С. Горин: Это не цель. Что именно ты хочешь хорошо запомнить?
Виталий: Все.
С. Горин: Если ты будешь запоминать все, или сойдешь с ума. Зачем тебе запоминать, что перед тобой на-ходится девять стульев и один диван? Или что урожайность зерновых в соседнем районе составила этой осенью 27 центнеров с гектара? Поставить перед собой глобальную задачу - это все равно, что не ставить никакой задачи. Что ты конкретно хочешь запомнить сегодня, поскольку тебе это вскоре понадобится?
Виталий: Ну, мне скоро предстоит сдавать экзамены в техникуме, и я подумал, что для этого нужна хоро-шая память...
С. Горин: Давай сразу сделаем твою цель- конкретной: "Я хочу легко запомнить содержание одного учеб-ника - так, чтобы я его легко воспроизвел во время экзамена". Какие цели были у других участников семинара?
Олег: Я хочу не курить.
С. Горин: Это тоже не цель. Вместо того, чтобы говорить о том, чего вы не хотите делать, скажите о том, что вы хотите делать. Вы же знаете, что внушения с отрицанием не выполняются.
Олег: Я хочу спокойно смотреть на сигареты, равнодушно относиться к курению других.
С. Горин: Теперь намного лучше. В формулировке результата есть определенные правила, два из которых мы уже применили.
Правило первое: ваша цель должна быть очень конкретной (если цель конкретна, то конкретен и резуль-тат). Если вы ставите перед собой большую цель и считаете, что именно она вам нужна - разбейте ее для начала на цепочку маленьких целей, достижение каждой из которых по очереди приведет вас к этой большой цели.
Правило второе: цель должна быть конструктивной (формулируйте ее в терминах "я хочу делать X", а не "я не хочу делать Y").
Правило третье: формулируя цель, обязательно определите, как вы узнаете о том, что вы ее достигли. Про-сто задайте себе вопросы: "Как я узнаю о том, что результат получен? Что будет внешним подтверждением резуль-тата?" Как вы себя будете вести, когда получите результат? Что вы при этом увидите? Услышите? Почувствуете?
Правило четвертое: определите контекст, в котором вы хотите иметь результат. (И, соответственно, кон-текст, в котором вы не хотите его иметь). Обычно это правило иллюстрируют мифом о царе Мидасе, который по-желал обращать в золото все, к чему прикоснется... Он просто не сформулировал нужный контекст для результата, который хотел иметь. Чтобы не оказаться на месте Мидаса, задайте себе вопросы: "Где, когда, по отношению к ко-му я хотел бы получить результат? Где, когда и по отношению к кому не хотел бы?..".
Правило пятое: обращаясь за помощью к под сознанию, определите, тем не менее, что вы можете созна-тельно сделать для достижения цели. Спросите себя: "На что я могу опираться для получения результата? Что я могу приобрести дополнительно, чтобы опираться на это для получения результата? Что я могу сделать уже сего-дня для получения результата? Что я уже делаю для этого, и могу только продолжать это делать?".
Правило шестое: определите, не помешает ли достижение одной цели достижению других. Спросите себя: "Что случится, если я получу результат? Как достижение результата повлияет на другие аспекты моей жизни ? Как изменятся мои отношения со значимыми для меня людьми? Есть ли во мне силы, которые будут стремиться раз-рушить этот результат?".
Эти простые правила могут показаться скучными или излишними, но их исполнение гарантирует нам пра-вильный ответ на окончательный вопрос: "Хочу ли я того, чего хочу?" Сиюминутное намерение может оказаться очень далеким от того, что сам действительно нужно. У Генри Форда есть интересное высказывание: "Человек имеет два мотива по ведения - один настоящий, и второй, который красиво звучит". Если при работе с партнером вы можете опираться на "красиво звучащий" мотив, то при работе с собой лучше бы знать настоящий. Еще одно соображение, касающееся уточнения ваших целей. Подумайте о том, как вы обычно решаете задачу. Я не ошибусь, наверное, если предположу, что вы выясняете условия задачи, пытаетесь создать цепочку действий, которые, как вам кажется, приведут к ответу...
Реплика из зала: Для того чтобы решить задачу, надо начать ее решать!
С. Горин: А вот и нет. Прежде всего надо подумать: а есть ли задача? Тысячи людей, не задавших себе этот вопрос, тратят тысячи часов и уйму энергии на упорное решение задач типа: "Установить, является яблоко большим ил и красным". Если после длительных поисков человек приходит к выводу, что "яблоко и большое, и красное" - это не является правильным ответом, потому что правильный ответ в данном случае: "Здесь нет зада-чи". В нейролингвистическом программировании существует так называемая "Мета-Модель" - система вопросов, позволяющая отделить форму высказывания от содержания, и тем самым позволяющая узнать истинные пробле-мы или цели человека. Хорошее описание Мета-Модели можно прочитать в книге Л. Камерон-Бэндлер "С тех пор они жили счастливо". Мне кажется, что лучше всего можно подвести итог данной теме с помощью метафоры. Итак, в одну из стран "третьего мира" приезжает энергичный американец и видит туземца, который валяется под пальмой. Американец подходит к туземцу и говорит: "Чего ты лежишь просто так? Залезь на пальму, стряхни не-сколько орехов, отнеси их на базар и продай". Тот спрашивает: "А зачем мне это нужно ?". "Ну, ты продашь орехи, у тебя появятся деньги, ты сможешь нанять трех работников, которые вместе с тобой будут лазить на пальмы. Вместе вы сорвете больше орехов, ты их продашь, и получишь больше денег". Туземец опять спрашивает: "А за-чем мне это нужно?". Терпеливый американец объясняет: "Ты сможешь нанять работников, они за тебя будут ла-зить на пальмы, срывать орехи, продавать их на базаре, а ты будешь только получать деньги и валяться под этой пальмой". Туземец отвечает: "А я и так валяюсь!". Вспомните эту историю, когда решите серьезно измениться...
Обсуждение.
Вопрос: Насколько эффективен самогипноз при болезненных операциях?
С. Горин: Применение самогипноза и гипноза при операциях имеет давнюю историю; уже в прошлом веке были люди, готовые поставить гипнотическое обезболивание "на поток". Например, в 1843 году Эллиот провел более 300 хирургических операций, применяя для обезболивания гипноз. Знаете, для обыденных походов к стома-тологу самогипноз, пожалуй, и не нужен. Мы можем воспользоваться тем, что с определенной проблемой связано определенное направление взгляда. Острая боль, которая бывает при стоматологических манипуляциях, соответст-вует кинестетической модальности, то есть, направлению взгляда вправо вниз. Переведите взгляд вверх - и боль наполовину ослабнет, это уже проверено. Неважно даже, будете ли вы конструировать для себя какие-то приятные картинки, чтобы отвлечься, или просто закатите глаза вверх. Есть простая техника работы с головной болью, осно-ванная на связи направления взгляда с определенной проблемой. Можете применять ее для экспресс- помощи зна-комым (или для создания репутации колдуна).
Попросите человека подумать о головной боли, а потом предложите ему смотреть на ваш палец, который вы будете двигать в разных направлениях - и уведите взгляд партнера от того направления, в котором он чувствовал боль. Боль исчезает мгновенно (правда, ненадолго). В сексологической практике я рекомендую женщинам, у кото-рых есть трудности с достижением оргазма, смотреть во время полового акта вправо вниз. Оргазм - это кинестетическая модальность, так что уход взгляда в кинестетику многим жен-щинам помогает.
Вопрос: Меня часто беспокоит бессонница, может ли самогипноз здесь помочь?
С. Горин: Разумеется. Вы можете погружать себя в сон, пользуясь техниками самонаведения транса. Но для облегчения засыпания тоже есть более простая техника. Подумайте о том, как вы узнаете о том, что вы уже спите? Как вы вообще отличаете состояние сна от состояния бодрствования? По каким признакам? Ответив на эти вопро-сы, вы узнаете собственную стратегию засыпания, и вам останется только использовать ее. Приведу собственный пример: я узнаю о том, что уже сплю, по возникновению сновидений. Значит, стараясь сконструировать яркие зри-тельные образы, я могу ускорить засыпание - так оно и происходит. Самогипноз, кстати, хорошо применять для заказа определенных сновидений (с определенным сюжетом, действующими лицами), и у многих это получается довольно легко.
Вопрос: Мне иногда приходится выпивать с деловыми партнерами, но я хотел бы сохранять при этом трез-вый ум. Может мне помочь в этом какая-то техника самогипноза?
С. Горин: Этот вопрос обозначает несколько проблем. Во-первых, что значит "мне приходится"? Слова ти-па "приходится", "должен", "вынужден" - это любимые слова советского сознания, которые не всегда имеют смысл. И для того чтобы выяснить, есть ли смысл в вашем "должен" или "приходится", попробуйте задать себе во-просы: "Что меня вынуждает? Что произойдет, если я этого не сделаю?". В каждом "должен" подразумевается "иначе" ("должен сделать это, иначе будет то") - подумайте, есть ли "иначе" в ваших "должен". Во-вторых, с по-мощью самогипноза вы можете организовать ваше поведение так, чтобы можно было достигать цели без опьяне-ния - то есть, вы можете задействовать самогипноз для повышения эффективности своего трезвого общения. И в-третьих, был вопрос о том, как не поддаваться опьянению. Мы можем использовать вашу стратегию опьянения. Как вы узнаете о том, что вы - в опьянении?
Ответ: У меня кружится голова и становится горячо в желудке.
С. Горин: В какую сторону кружится голова?
Ответ: По часовой стрелке.
С. Горин: Значит, для борьбы с чувством опьянения вам надо ощутить вращение головы против часовой стрелки (между прочим, это легче сделать, чем кажется на первый взгляд), одновременно вспомнив, как мороже-ное холодит желудок. Использование собственной стратегии позволит вам за пятнадцать минут выйти даже из глубокого опьянения.
Реплика: Меня удивляет, что вы преподаете самогипноз, и тут же говорите о том, что в большом числе слу-чаев он не нужен. Так где же он все-таки нужен?
С. Горин: Есть достаточно общее правило - если можно чего-то достигнуть простым путем, не ищите сложных. Для достижения многих целей, о которых вы говорите, есть более простые методики, чем самогипноз. Например, такая цель, как повышение творческой активности... Один из моих знакомых достигал ее очень ориги-нальным способом. Когда ему нужно было решить сложную математическую задачу, он это делал в постели с женщиной: дожидался ощущения огромного подъема, прилива энергии - и направлял эту энергию на решение за-дачи. Понятно, что такая методика относится к психологическому садизму, но, в принципе, человек все сделал верно - взял ощущение в одном контексте и перенес в другой. Вот этот навык, навык переноса чувств из контек-ста в контекст, является хорошей альтернативой самогипнозу (разумеется, приведенный мною конкретный пример я вам не рекомендую.,.). Другая альтернатива самогипнозу - работа с собственной стратегией определенного дей-ствия или создания определенной проблемы. Узнайте свою стратегию - и либо делайте так всегда, чтобы повы-сить эффективность действия, либо делайте наоборот, чтобы избавиться от проблемы. Что касается конкретных целей для самогипноза, то их достаточно много. Вы можете серьезно помочь себе оставаться здоровыми с помо-щью самогипноза, можете помочь себе выздороветь от многих заболеваний (начиная с простудных и заканчивая онкологическими - описаны и такие случаи). Можете повысить эффективность своих действий или своего пове-дения в деловом общении, для этого даже существует отработанная схема:
Шаг 1. Попросите подсознание вспомнить все те случаи (или один-единственный случай), когда вы дейст-вовали или вели себя очень эффективно.
Шаг 2. Попросите подсознание выделить главное в вашем поведении или ваших действиях, от чего зависел успех.
Шаг 3. Попросите подсознание воспроизводить эти главные моменты ваших действий или поведения каж-дый раз, когда для этого имеется подходящий контекст, и пусть подсознание делает это автоматически. Думаю, на первое время вам этого хватит.
Вопрос: Я читал книжку о колдунах, и там говорилось, что колдуном может стать только тот, кто сможет смотреть в глаза человеку пять минут, не моргая. Есть ли в этом смысл?
С. Горин: Не знаю, какой тут смысл с "колдовских" позиций... Возможно, это просто желание оградить свои навыки от непосвященных. Ведь "смотреть, не моргая" - это инструкция с отрицанием, и выполнить ее сложно; такая инструкция может служить заменой слову "отвяжись!" Я могу сказать кому-то из вас, что он сможет стать великим человеком, если сможет в течение пяти минут не думать про белого медведя. Вы поймите: есть белый медведь, он большой и лохматый, но думать о нем нельзя!
Реплика: Я от него теперь до завтра не отвяжусь. ..
С. Горин: Успокойтесь, вы сможете стать великими людьми, продолжая думать про белого медведя. Я не могу оставить вас без выбора... По-моему, система колдовства должна походить на наш семинар в переводе на древнеславянский...
Вопрос: По-вашему, порчи и сглаза нет?
С. Горин: По-моему, этот вопрос является типичной несуществующей задачей. В рамках диалектического материализма, которого мы придерживаемся, вопрос не имеет смысла.
Напутствие.
Семинары вроде нашего принято заканчивать тем, что ведущий наводит транс на группу и дает набор по-стгипнотических инструкций. Но вы очень много занимались трансами, я боюсь вызвать у вас передозировку, по-этому попробую сформулировать напутствие так, чтобы его воспринимало только ваше сознание (а вы попробуйте не впадать при этом в транс).
Мне бы не хотелось, чтобы вы считали, что получили на семинаре новое мировоззрение и пакет стопро-центных истин в придачу. Я думаю, что вы получили набор гипотез, более или менее объясняющих то, что иногда происходит в человеческом общении. Если где-нибудь когда-нибудь вы будете настаивать на предыдущей версии, я объявлю все, сказанное мною до сих пор, ложью от начала до конца. Какой гипноз, в самом деле? Кто из вас держал его в руках, измерял линейкой? Вы получили набор инструментов и узнали, как ими пользоваться, вы по-няли, что они могут работать - но почему они работают, я не знаю и сам.
И я не знаю, почему все эти вещи начинают работать только тогда, когда вы начинаете их использовать. Учебник, руководство, самоучитель - это самые обманчивые вещи на свете: они дают иллюзию умения и иллю-зию знания. Мне иногда кажется, что люди платят за учебник, чтобы откупиться от необходимости что-то делать или что-то узнавать. Поэтому держите свои конспекты (или эту книжку) под рукой, читайте их за обедом, оставляя на них пятна, читайте за прилавком, немилосердно перегибая переплет - и проверяйте в действии все, что прочи-таете. Можно купить сотню книг про обучение плаванию, но чтобы научиться плавать - надо плавать...
Есть люди, которые испытывают трудности при любом выборе. Они не могут решить, в какую дверь авто-буса войти, не знают, с чего начать изложение дела... Если вам покажется, что вы готовы применять в работе гип-нотические техники, но не знаете, с чего начать - я разрешаю вам воспользоваться моей стратегией принятия ре-шений, стратегией выбора. Я долго держал ее в секрете, используя только в особо важных случаях. Она очень эф-фективна и столь же проста: с делайте выбор между орлом и решкой и бросьте монетку...
Я сожалею, что у нас мало времени для того, чтобы вы научились притворяться. Милтон Эриксон говорил: "Вы можете притвориться мастером какого угодно дела - и справиться с этим делом. Совершенно неважно, умете ли вы гипнотизировать пли нет. Вернувшись домой, просто притворитесь гипнотизером. Люди пойдут за вами и начнут притворяться, что они погружаются в транс. И через некоторое время им надоест притворяться, и они забу-дут, что всего лишь притворяются... Но не давайте себя одурачить, и не забывайте, что вы всего лишь притворяе-тесь".
Я был рад познакомиться с вами и кое-чему научиться от вас. До свидания.
|